Лизинговые операции банка (Лизинг как инструмент финансирования в работе компании)

Будущее лизингового рынка – за кэптивными компаниями?

«Лизинг? А что о нем говорить? Лизинг кончился», — вот так категорично высказался в разговоре со мной сотрудник одной из компаний. И хотя, конечно, сделано это было в эмоциональном запале, есть в этих словах и определенная доля правды, особенно если сравнивать сегодняшнее состояние российского рынка лизинга с тем, каким оно было год назад. Вектор развития рынка повернулся практически на 180 градусов: если в конце 2007‑го — начале 2008 года лизинговые компании активно увеличивали свое присутствие в регионах, то теперь сокращают; если тогда сроки договоров лизинга стремились к трем годам, теперь стремятся к одному. Авансовые платежи и удорожание увеличились.

Причина проста: серьезно изменились условия на финансовом рынке. Существенно выросли процентные ставки, ужесточились требования для получения кредитов. Поток финансирования, который обильно изливался на лизинговые компании в предыдущие годы, прекратился, лизингодатели оказались «забыты» банками. А ведь многие из них строили свою деятельность, будучи уверенными в благополучном будущем.

Весьма тревожным симптомом для лизингового сектора стало обнародованное недавно заявление некоторых крупных финансовых структур о желании приобрести часть лизингового портфеля. В частности, о подобных намерениях уже заявил «Авангард-Лизинг». Проблема в том, что речь идет не о покупке портфеля компании или его региональной части (что означало бы полное или частичное поглощение компании), а именно о покупке отдельных договоров (самых надежных, прибыльных). То есть лизинговой компании предлагают решить временные проблемы за счет уменьшения привлекательности (и прибыльности) своего портфеля. Понятно, что это предложение адресовано тем, кто действительно находится в тяжелой ситуации. Важно, что оно не просто есть (лизингодатели еще зимой говорили о подобных индивидуальных предложениях), но и уже прозвучало официально — значит, «на грани» находятся не одна-две компании, а гораздо больше.

Преимущества узости

Впрочем, не все лизинговые компании пребывают в ситуации острой нехватки финансирования. Немало и таких, которые находятся в стороне от подобных проблем. «Когда мы речь идет о серьезных изменениях на рынке лизинга, мы говорим прежде всего о независимых лизинговых компаниях с диверсифицированным портфелем активов и диверсифицированными источниками финансирования», — замечает генеральный директор компании «Балтийский лизинг» (ранее «НОМОС-Лизинг «Северо-Запад») Дмитрий Корчагов. В то же время есть кэптивные лизинговые компании , их бизнес устроен несколько иначе, и общие проблемы рынка их почти не затрагивают. Речь идет о лизинговых компаниях, основанных производителями техники. В их числе «Вольво Финанс Сервис Восток», «Сканиа-Лизинг», «КАМАЗ-Лизинг», «Катерпиллар Файнэншнл» и другие (нетрудно заметить, что все они сконцентрированы в сегменте грузового автотранспорта и спецтехники). Они работают исключительно с изделиями своего производителя, поэтому зачастую некоторые участники рынка называют их неполноценными лизинговыми компаниями, ведь они не столько развивают рынок лизинга, сколько решают локальную задачу диверсификации продаж производителя. Зато в нынешней ситуации эта узость рабочего поля дает кэптивным лизинговым компаниям немалые возможности, в частности, они могут предлагать заключение лизинговых договоров почти на докризисных условиях.

Проблема номер один, стоящая сегодня перед абсолютным большинством лизинговых компаний, — реализация техники и оборудования, изъятых у клиентов, не выполнивших своих обязательств по договору. Независимые компании, которые предпочитали передавать в лизинг технику предприятиям одной отрасли экономики (например, строительной), можно пересчитать по пальцам одной руки. Лизинговые компании, которые работали со всеми потенциальными лизингодателями, сегодня вынуждены придумывать, как реализовывать изъятое у них оборудование, относящееся к абсолютно разным секторам экономики. Простые решения вроде открытия отдела по реализации изъятых объектов лизинга тут не помогут. А для кэптивных лизинговых компаний эта проблема не так остра. Во-первых, они всегда работали в одном сегменте рынка лизинга, во-вторых, у них (точнее, у их головных организаций) есть значительный опыт по созданию компаний, занимающихся исключительно арендой (в Европе довольно популярен лизинг без выкупа лизингополучателем предмета лизинга по истечении договора).

Еще одна головная боль лизингодателей — финансирование. Доля долгосрочных и краткосрочных кредитов в структуре финансирования независимых лизинговых компаний велика — от 70 %, а то и все 80 %. Кэптивные лизингодатели куда как меньше зависимы от этого фактора — доля кредитов у них редко когда превышает 40 % и чаще всего держится на уровне 30 %. С другой стороны, в рейтингах по размеру собственного капитала компании, существующие при производителях, традиционно занимают верхние строчки. К этому необходимо добавить, что в условиях кризиса именно кэптивные лизинговые компании (вместе с производителями) получают финансовую поддержку со стороны правительств своих стран. Иными словами, средства для того, чтобы развивать лизинг без поддержки банков, у кэптивных лизинговых компаний есть.

Избыток без массовости

Но наличие объективных предпосылок к активному развитию — это еще не все. Смогут ли кэптивные лизинговые компании показать высокие темпы роста — еще вопрос. Прежде всего потому, что большинство их сегодня не используют свой потенциал по полной программе. Работая на узком сегменте рынка и обладая хорошими перспективами по части работы с изъятой техникой, по оценке лизингодателей, они в основной массе остаются весьма консервативными.

Теоретически кэптивные лизингодатели имеют возможность «брать» всех клиентов просто потому, что работают с производителем и могут получать у них необходимые скидки. «И если, например, для «Вольво Финанс Лизинг Восток» или «Катерпиллар Файнэншнл» потенциальный клиент действительно интересен, — замечает Андрей Донченко, — то они могут сделать ему такое предложение, которое не в силах перебить независимый лизингодатель».

Но цифры показывают, что большинство кэптивных лизинговых компаний в России реализуют не такой большой процент продукции. Дочерние компании таких производителей, как КАМАЗ, Caterpillar, Iveco, Mann продают менее 10 %. И даже такие развитые компании, как «Вольво Финанс Лизинг Восток», «Сканиа-лизинг», не переходят порог 30 %. При этом в Европе вышеупомянутые производители с помощью своих лизинговых компаний реализуют от 40 % своей продукции.

Неслучайно в рейтинге РА «Эксперт» по итогам девяти месяцев 2008 года в сегменте грузового автотранспорта лидируют не кэптивные лизингодатели, а «Уралсиб-лизинг» и «Европлан». Конечно, в 2009 году эти компании не могут сформировать столь же выгодное предложение, как ранее (минимальный авансовый платеж и минимальное удорожание), так же как и работать с программами упрощенной оценки финансового состояния лизингополучателя (с минимальным набором документов). Но их пример показывает: по-настоящему массового продукта у большинства кэптивных компаний не было. С другой стороны, изменившиеся условия на рынках кредитования и лизинга не могут не подталкивать кэптивных лизингодателей к созданию такого продукта.

Ключевая задача кэптивной лизинговой компании — реализовывать продукцию своего производителя. Но вряд ли до осени прошлого года они испытывали давление со стороны учредителей относительно объемов реализуемой продукции. В период активного развития бизнеса сами производители не всегда успевали за спросом. Еще в начале 2008 года заказчики жаловались на то, что приходится очень долго ждать грузовой автотранспорт и спецтехнику — очередь на покупку выстраивалась более чем на полгода. И основной тенденцией рынка грузового автотранспорта и спецтехники в 2007‑м — начале 2008 года был рост поставок азиатских производителей, прежде всего потому, что «европейцы», как отмечали эксперты, не могли удовлетворить спрос.

Сейчас ситуация существенно изменилась. После бурного роста наступил экономический кризис, и высокий спрос на продукцию грузового автотранспорта и спецтехники сменился невостребованным предложением. «Предприятия реального сектора вначале были менее чувствительны к кризисным явлениям, чем финансовые компании, и в октябре-ноябре еще продолжали поступать заявки на лизинг, нацеленные на реализацию инвестиционных планов, которые были разработаны до кризиса. Но большинство этих заявок вскоре были отозваны», — рассказывает коммерческий директор «Афин Лизинг Восток» (дочерней компании Iveco) Надежда Кораблинова.

По сравнению с прошлым годом банки сегодня готовы финансировать на порядок меньше сделок лизинга (или дать кредит). Неслучайно лизингодатели, которые планируют наращивать портфель, связывают свой рост с преференциями от производителей. «Наша компания разработала с поставщиками ряд программ, не нуждающихся в финансировании в банках, однако требуют значительных уступок со стороны партнеров-поставщиков, склады техники которых затоварены», — делится планами своей компании старший экономист «Грузомобиль-лизинг» Ольга Пачуева.

Неудивительно, что именно сейчас представители кэптивных компаний все больше говорят о необходимости создания «массового продукта». Не так трудно предположить, каким должен быть этот массовый продукт. Как отмечает Дмитрий Корчагов, большинство кэптивных лизинговых компаний Европы работают по весьма прозрачной схеме: менее жесткие требования к финансовому положению лизингодателя и небольшой процент удорожания они компенсируют высоким авансовым платежом — более 30 % стоимости имущества. Если у лизингополучателя возникают какие-либо проблемы, компании не медлят с изъятием техники, ведь у них всегда есть специализированные подразделения, которые занимаются арендой техники и хорошо знают вторичный рынок.

Читать статью  Учет лизинга у лизингополучателя по ФСБУ 25/2018 БП 3.0

При этом в нынешних условиях, когда авансовый платеж 30 % постепенно становится нормой всего рынка (исключение составляет лишь сегмент лизинга легкового автотранспорта), подобное предложение от кэптивных компаний очевидно должно стать максимально привлекательным на рынке. Размер авансового платежа у всех одинаковый, а вот процент ежегодного удорожания кэптивные компании могут назначить пониже, поскольку в меньшей степени пользуются кредитами банков.

Может, Запад поможет

Таблица. Активные игроки российского рынка лизинга
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица. Активные игроки российского рынка лизинга
Посмотреть в PDF-версии журнала. Таблица. Активные игроки российского рынка лизинга
Таблица составлена на основе данных, предоставленных компаниями.
Редакция не несет ответственности за их достоверность.

Самое интересное, что у тех кэптивных лизинговых компаний, что аффилированы к иностранным производителям, есть дополнительный потенциал, для того чтобы сделать в условиях экономического кризиса свое предложение еще более привлекательным. Тот факт, что производитель и покупатель находятся в разных странах, позволяет использовать механизм международного лизинга, который дает возможности получения дополнительных преференций для покупателя: получить рассрочку уплаты таможенных платежей (а они составляют около 20 % от стоимости техники) на срок до трех лет или привлечь финансирование на максимально выгодных в современной ситуации условиях.

Возможность расплачиваться с таможней не сразу, а постепенно (в течение трех лет) предоставляет суть лизинга — пока лизингополучатель не выплатил все платежи, владельцем имущества остается лизинговая компания. Поэтому имущество, принадлежащее иностранной лизинговой компании, можно оформить в режиме временного ввоза — он дает как раз такие ограничения на свободное использование ввозимого объекта (его нельзя сдавать в аренду, перепродавать), которые удобны лизингодателю и приемлемы для лизингополучателя. Впрочем, как замечает Надежда Кораблинова, у такой схемы есть и ощутимые недостатки: «До сих пор у нас никак законодательно не закреплена процедура вывода машин из режима временного ввоза в свободное обращение, что приводит к постоянным проблемам с таможенными органами после завершения срока лизинга и, как следствие, к простоям техники. А транспортные средства, находящиеся в режиме временного ввоза, можно использовать только для международных перевозок». Впрочем, несмотря на некоторые недостатки, процедура временного ввоза продолжает быть востребованной. В частности, в концерне Volvo в 2008 году портфель международного лизинга составил 20 % всех новых сделок Volvo Finance, заключенных с клиентами Северо-Западного федерального округа.

Но если механизм временного ввоза давно известен и используется лизинговыми компаниями, то возможность привлечения финансирования с минимальной стоимостью большинством потенциальных клиентов пока не востребована. Причина очевидна: до недавнего времени серьезных проблем с привлечением финансирования у лизинговых компаний не было. Сейчас ситуация коренным образом изменилась — привлечь деньги если и можно, то по такой ставке, какая потенциальному лизингополучателю не по силам. А почти во всех европейских странах есть специальные агентства, задача которых — стимулировать экспорт за счет предоставления выгодных кредитов. Это так называемые экспортные кредитные агентства. Сами они кредиты не выдают, но страхуют риски кредиторов и таким образом позволяют потенциальным покупателям получить деньги на максимально выгодных условиях. В частности, сегодня они дают кредиты по ставке около 10 % в год (правда, в валюте). Безусловно, экспортные агентства могут профинансировать только покупку техники, стоимость доставки и уплату таможенных платежей вне их сферы интересов, но все же их потенциал довольно велик. В конце концов, они как раз для того и созданы, чтобы помогать производителям реализовывать свою технику за рубежом.

Аналитики рынка лизинга всегда говорили: «Мировой опыт показывает, что будущее за специализированными лизинговыми компаниями, поскольку хорошее знание своего сегмента рынка, знание потенциалов первичного и вторичного рынков — необходимые составляющие успешной деятельности в лизинговой отрасли». Отечественный рынок лизинга развивался по иному сценарию: лишь единицы лизинговых компаний пытались пойти по пути специализации, большинство же работали во всех отраслях, со всевозможной техникой и оборудованием.

Впрочем, теперь отношение к специализации меняется — рынок «познакомил» многих лизингодателей с такой составляющей их бизнеса, как реализация изъятых объектов лизинга, и теперь они вынуждены осваивать это новое направление. А вот у тех, кто изначально выбрал узкий профиль, появился шанс продемонстрировать, чего они могут добиться, в то время как участники рынка лизинга в основном предпочитают выжидать либо находятся в нерешительности.

Лизинговые операции банка (Лизинг как инструмент финансирования в работе компании)

Данная тема является очень актуальной в настоящее время. Это связано с тем, что на современном этапе развития, когда остро ощущается нехватка инвестиций, на особое место выходят лизинговые операции, которые все чаще имеют место в банковской деятельности.

Необходимо сказать, что чем больше в настоящее время Российская Федерация, тем больше очевидно влияние лизинговых операций. Следует сказать, что лизинг в настоящее время изменяется, не только количественно, но и качественно. Если ранее они использовались отечественными банками в основном для стабилизации налогообложения, то сейчас доля таких лизинговых операций существенно сократилась.

Следует также сказать, что лизинговые операции, точнее их количество, с каждым годом возрастает примерно на 40 процентов. Это связано с их удобностью и тем, что они являются весьма неплохой альтернативой банковским кредитам.

В соответствие с нормами российского законодательства, под лизингом следует понимать вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества, а также передаче его на основании договора лизинга физическим либо же юридическим лицам за некую плату, на конкретный срок и на конкретных условиях, которые обуславливаются договором.

Если говорить проще, то под лизингом следует подразумевать аренду, на срок от 6 месяцев до 15 лет, технических средств и сооружений производственного назначения. Лизинг может реализовываться на основании договора между лизинговой компанией (лизингодателем), которая приобретает имущество за свой счет и сдающей его в аренду, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно может вносить арендную плату за использование лизингового имущества. В период действия договора право собственности на лизинговое имущество будет принадлежать лизингодателю, а право на пользование будет принадлежать лизингополучателю.

Цель написания данной курсовой работы — изучение особенностей лизинговых операций, которые осуществляют отечественные российские банки.

Задачи написания данной курсовой работы:

. определение понятия и сущности лизинговых операций коммерческих банков РФ;

. изучение особенностей лизинговых операций;

. определение перспектив и уровня развития лизинговых операций, осуществляемых отечественными коммерческими банками.

Объект исследования — отношения, которые связаны с реализацией лизинговых операций коммерческими банками РФ.

Предмет исследования — лизинговые операции, которые реализуются коммерческими банками РФ.

Глава 1. Сущность лизинга и его основные функции

1.1. Лизинг как инструмент финансирования в работе компании

В настоящее время перед экономикой Российской Федерации, в частности это касается российских предприятий, наиболее остро стоит проблема морального устаревания и износа основных фондов. Экономическая политика бывшего СССР привела к тому, что основной промышленный потенциал нашей страны сконцентрирован в небольшом числе крупнейших предприятий. Вследствие этого в настоящее время в Российской Федерации промышленность находится в состоянии глубокой депрессии, а приток иностранных товаров на российский рынок создал для отечественных производителей серьезную конкуренцию.

Износ основных фондов в стране высок и эта проблема вынуждает предприятия осуществлять поиски новых методов инвестирования в целях получения современного и качественного оборудования, способствующего расширению производства. Раньше государство для этого осуществляло крупные единовременные вложения, а теперь выделять их некому, так как государство не берет на себя эту функцию, в то же время высокие проценты за банковский кредит и обязательный залог имущества не позволяют использовать данный вид финансирования. В случаях, когда возникает невозможность получения долгосрочных кредитов, финансовый лизинг является одним из наиболее доступных способов финансирования и активизации производства.

В России финансовый лизинг это один из наиболее востребованных для разного рода предприятий инструментов финансирования в целях приобретения дорогостоящего оборудования. Финансовый лизинг проходит стадию становления, но, несмотря на это, можно наблюдать довольно быстрое увеличение сфер его применения и охватывание новых отраслей экономики. Финансовый лизинг выполняет такую важную функцию как обновление морально и физически устаревших основных фондов на более современные, что часто является спасательным кругом для предприятий с незначительными оборотами и стартовым капиталом.

Можно выделить четыре основных субъекта финансового лизинга участвующих в лизинговой операции: страховщик, лизингополучатель, лизингодатель и поставщик. А также косвенные субъекты: кредитно-финансовые учреждения; брокерские фирмы; консалтинговые компании.

Этапы оформления лизинговой операции:

  • подача потенциальным лизингополучателем в лизинговую компанию заявки, проект контракта на поставку необходимого имущества;
  • лизингополучатель представляет бизнес-план, документы, подтверждающие состояние предприятия и перспективы его развития и иные документы, которые требуются лизингодателю для анализа.
  • на основе этих документов лизингодатель анализирует выгодность данного инвестирования, который включает в себя: изучение положения предприятия на рынке, систему сбыта, квалифицированность персонала и руководства, конкурентоспособность продукции. В результате данного анализа лизингодатель принимает решение либо о заключении договора лизинга, либо об отказе;
  • в случае принятия решения о заключении лизингополучатель и лизингодатель подписывают договор лизинга, в приложении к которому указывается график ежемесячных лизинговых платежей за предоставляемые лизинговые услуги;
  • заключается договор купли-продажи оборудования между лизингодателем и поставщиком оборудования. Среди обязанностей поставщика указываются такие как: соблюдение качества и комплектность; обязательства по доставке и монтажу; сроки поставки оборудования: его стоимость; порядок расчетов;
  • оборудование за счет лизингополучателя страхуется от имущественных рисков и передается ему в пользование. Выгодоприобретателем в случае наступления страхового случая по договору страхования является лизингодатель.

1

Рисунок 1

Организация лизинга

Финансовый лизинг для лизингодателя является способом получения прибыли на вложенные средства с наименьшими рисками. Во-первых, лизингодатель передает в пользование лизингополучателю само средство производства, а не денежные средства, ведь контроль над использованием денежных средств не всегда предоставляется возможным. Во-вторых, до последнего платежа лизингодатель остается собственником оборудования, так что в том случае если лизингодатель обанкротится — оборудование в обязательном порядке возвращается лизинговой компании. Техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт, а также страхование предмета лизинга осуществляется за счет лизингополучателя, к нему же переходит и риск случайной гибели, порчи и утраты лизингового объекта. Лизингодатель не несет ответственность за выполнение продавцом условий договора купли-продажи объекта лизинга, в том случае если продавца выбрал лизингополучатель. Контроль за соблюдением лизингополучателем условий договора является неотъемлемым правом лизингодателя.

Без значительных затрат лизингополучатель получает в пользование необходимое имущества, за которое выплачивает поэтапно лизинговые платежи. Лизингополучатель может сам выбирать продавца и оборудование нужной модели, но при этом сам несет ответственность за выполнение продавцом условий договора купли-продажи. Если объект лизинга отражается в активе баланса лизингодателя, то это значит, что налог на имущество организаций не увеличивается. Более того, отнесение лизинговых платежей на себестоимость продукции позволяет лизингополучателю снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Упрощение бухгалтерского учета, в связи с тем, что начисление амортизации, выплата части налогов и управление долгом осуществляет лизинговая компания. Неотъемлемым правом лизингополучателя является страхование риска своей ответственности за нарушение договора лизинга в пользу лизингодателя.

По окончании срока действия договора лизингополучатель может:

  • выкупить объект лизинговой сделки по остаточной стоимости;
  • продлить срок договора лизинга с сохранением либо изменением условий договора;
  • вернуть объект сделки лизинговой компании.

Для изготовителя выгода в расширении рынка сбыта путем партнерства с лизинговыми компаниями.

Так же в соответствии с законом со стороны государства осуществляется поддержка лизинговой деятельности путем:

  • применения мер протекционизма в сфере разработки, производства и использования наукоемкого высокотехнологичного оборудования;
  • совершенствования нормативно-правовой базы, которая обеспечивает для участников лизинговой деятельности защиту правовых и имущественных;
  • предоставления инвестиционных кредитов для осуществления лизинговых проектов;
  • предоставления налоговых льгот, в соответствии с законодательством.

Основные виды страхования рисков:

  1. Страхование рисков утраты, повреждения или гибели предмета лизинга;
  2. Страхование финансовых рисков (Не получение лизинговых платежей);
  3. Страхование риска ответственности лизингополучателя, которое страхует в ходе реализации договора лизинга от рисков в случае нанесения вреда здоровью, жизни или имуществу третьих лиц.

Отличия и преимущества перед другими источниками финансирования.

Несмотря на то, что лизинг с английского означает «сдавать в аренду», в России аренда и лизинг имеют свои особенности и различия.

  1. В отличие от арендатора в аренде в финансовом лизинге лизингополучатель сам оплачивает страховку имущества, его техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт. А также возмещает собственнику потерю в случае гибели или порчи имущества;
  2. В случае, когда выявляется в предмете лизинговой сделки дефект, лизингополучатель предъявляет претензии не к лизингодателю, а непосредственно к продавцу предмета лизинга;
  3. Важной отличительной особенностью финансового лизинга от аренды является объект отношений. Предметы лизинга определены статьей 3 Федерального закона N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» это могут быть любые непотребляемые вещи, используемые в предпринимательской деятельности, за исключением природных объектов и имущества, которое для свободного обращения запрещено федеральными законами. В то время как в аренде объектом отношений могут быть природные объекты, например, земля;
  4. В арендном и лизинговом договорах различается и сумма выплат за пользование объектами отношений. В случае с арендой размер выплат, в основном, зависит от рыночной конъюнктуры. При лизинге учитывается: возмещение затрат и вознаграждение лизингодателя, амортизационные отчисления, начисленные лизингодателем в расчетном году.

Если посмотреть на финансовый лизинг с экономической точки зрения, то можно наблюдать сходство с кредитом, который предоставляется на покупку основных средств. В случае с кредитом на покупку основных средств в установленные сроки заемщик вносит платежи в счет погашение долга, при этом в целях обеспечения возврата кредита банк до момента полного погашения ссуды сохраняет за собой право собственности на объект кредита. Основным и немаловажным преимуществом финансового лизинга является то, что срок лизингового договора, существенно превышает срок кредита. Как правило, предмет финансового лизинга в течение срока лизингового договора окупается полностью.

Финансовый лизинг схож с кредитом и является его своеобразной альтернативой. Преимущество финансового лизинга заключается в том, что предприятие получает необходимое ему оборудование, а затем осуществляет лизинговые платежи за счет результатов деятельности от использования этого объекта. От предприятия при этом не требуется залог дополнительного имущества, а, следовательно, то имущество, которым уже владеет предприятие — не будет изъято.

Невзирая на такую схожесть с кредитом на покупку основных средств, финансовый лизинг имеет ряд преимуществ по сравнению с кредитом:

  • В финансовом лизинге в отличие от кредита инвестиции направлены непосредственно на стимулирование производственной деятельности и обновление основных средств;
  • в финансовом лизинге контроль за использованием средств по назначению гарантирован, так как в лизинг отдается оговоренное имущество. В случае с кредитом контроль затруднен в связи с неимением эффективных инструментов;
  • предмет лизинга в финансовом лизинге может отражаться на балансе лизингодателя или лизингополучателя по договоренности между ними, а также может применяться ускоренная амортизация. В то время как при кредите приобретенное имущество отражается исключительно на балансе предприятия;
  • лизинговые платежи включаются в себестоимость продукции и снижают налогооблагаемую базу, тем самым стимулируя развитие производства. В случае с кредитом ситуация обстоит иначе и плата за него покрывается за счет полученных предприятием доходов, на которые начисляются все предусмотренные налоги.

Существенным недостатком кредита является, то, что привлечение средств за счет банковского кредита затрудняется из-за таких факторов как: высокие процентные ставки, требования, которые предъявляются к финансовому состоянию предприятия, немаловажным являются и результаты его деятельности, наличие обеспечения и прочие требования, предъявляемые банками.

Многие источники финансирования требуют различные виды обеспечения, что, несомненно, является их недостатком. В обмен на предоставляемое финансирование большинство инвесторов хочет получить контроль над предприятием, войдя в совет директоров. Вследствие этого для большинства российских предприятий варианты финансирования ограничиваются, если они не желают предоставить инвестору хоть часть контроля.

С таким источником как привлечение стратегических инвесторов можно финансировать крупные проекты, однако для того чтобы предприятие смогло заинтересовать потенциального инвестора, оно должно успешно работать в течение уже длительного времени.

Получение бюджетных ассигнований является достаточно трудным для предприятия и, соответственно, это существенно ограничивает возможность использования такого источника финансирования.

Существует источник финансирования, отличающийся такими преимуществами как быстрота привлечения средств, высокая норма прибыли из-за отсутствия дополнительных затрат и простота реализации – это собственные средства. Несмотря на такое большое количество преимуществ использование собственных средств затруднительно, тем, что они довольно ограничены в размерах, в то время как в них заключается необходимость для нормального функционирования предприятия в период осуществления проекта.

Особенности финансового лизинга:

  • как правило, продолжительность договора лизинга сопоставима со сроком амортизации предмета лизинга;
  • переход права собственности, а следовательно, и завершение договора лизинга осуществляются только после того как лизингополучатель выплатит полную сумму;
  • обычно объекты сделок обладают высокой стоимостью;
  • упрощенный бухгалтерский учет в случае, если имущество остается на балансе лизингодателя;
  • в соответствии со статьей 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации возможно применение механизма ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3.

Как и любой источник финансирования, финансовый лизинг помимо преимуществ имеет и недостатки:

  • Так как лизингополучатель не является собственником предмета лизинга, то он может использовать его исключительно в соответствии с условиями договора лизинга, а действия в отношении данного имущества должны быть согласованы с лизингодателем. Лизингодатель вправе изъять предмет лизинга в случае нарушения, каких-либо условий договора лизинга;
  • Невозможность получения вычета по уплате НДС в составе лизинговых платежей, в случае использования имущества в деятельности, не облагаемой НДС;
  • В случае если в связи с научно-техническим прогрессом лизинговое имущество становится устаревшим, то лизинговые платежи по финансовому лизингу не прекращаются.

Финансовый лизинг интересен всем субъектам лизинговых отношений и со стороны государства осуществляется поддержка лизинговой деятельности. Используя финансовый лизинг в качестве инвестиционного инструмента, предприятия уменьшают налоговую нагрузку, а именно: снижают объем налога на прибыль и имущество организаций для лизингополучателя. Финансовый лизинг позволяет быстрее обновлять основные средства в условиях высоких темпов научно-технического прогресса, не вводя предприятие в зависимость.

1.2. Основные типы лизинга

По отношению к арендуемому имуществу лизинг делится на чистый, предусматривающий, что все расходы по обслуживанию принимает на себя лизингополучатель; полный, при котором лизингополучатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества, и частичный — на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.

По типу финансирования лизинг делится на срочный, когда имеет место одноразовая аренда имущества, и возобновляемый, при котором по истечении первого срока договор лизинга продлевается на следующий период. Разновидностью возобновляемого лизинга выступает генеральный лизинг, позволяющий лизингополучателю дополнить список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов.

Виды лизинга в зависимости от состава участников (субъектов) сделки:

  • прямой лизинг, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает объект в лизинг (двусторонняя сделка). По действующим в настоящее время российским правилам лизинговая компания обязательно должна быть участником лизинговой операции, поэтому в России операции прямого лизинга невозможны;
  • косвенный лизинг, предусматривающий передачу имущества в лизинг через посредника;
  • раздельный лизинг (акционерный) — лизингом с участием нескольких компаний поставщиков, лизингодателей и с привлечением кредитных средств у ряда банков, а также со страхованием лизингового имущества и с возвратом лизинговых платежей с помощью страховых пулов. В зарубежной практике такой лизинг считается наиболее сложным.

Виды лизинга по типу имущества:

  • лизинг движимости (оборудование, техника, автомобили и т.п.), в том числе новой и бывшей в употреблении
  • лизинг недвижимости (здания, сооружения, суда, самолеты).

Виды лизинга по степени окупаемости имущества:

  • лизинг с полной (или близкой к полной) окупаемостью, когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и, соответственно, выплата лизингодателю стоимости имущества;
  • лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только ее часть.

Виды лизинга в соответствии с признаками окупаемости (условиями амортизации):

  • финансовый;
  • оперативный лизинг.

Финансовый лизинг (капитальный) представляет собой взаимоотношения партнеров, предусматривающие в течение периода действия договора (соглашения) между ними выплату лизинговых платежей, покрывающих полную стоимость амортизации оборудования или большую его часть, дополнительные издержки и прибыль лизингодателя.

После завершения срока лизингового договора (соглашения) лизингополучатель может купить объект сделки по остаточной стоимости, заключить новый договор на меньший срок и по льготной ставке, вернуть объект сделки лизинговой компании.

Оперативный лизинг (сервисный) представляет собой арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в аренду предметов, не покрываются арендными платежами в течение одного лизингового контракта. Он заключается чаще всего на срок от нескольких месяцев до трех лет.

В зависимости от принадлежности участников сделки (сектора рынка)лизинг подразделяется на внутренний (все участники сделки принадлежат одной стране) и международный (внешний) (один из участников сделки принадлежит другой стране).

Международный лизинг, в свою очередь, подразделяется на импортный, когда зарубежной стороной является лизингодатель, и экспортный, когда зарубежной стороной является лизингополучатель.

По отношению к налоговым, амортизационным льготам различают лизинг с использованием льгот по налогообложению имущества, прибыли, НДС, различных сборов, ускоренной амортизации и т.п. и без использования льгот.

По характеру лизинговых платежей осуществляется разделение лизинга в зависимости от:

  • вида лизинга (финансовый, оперативный);
  • формы расчетов между лизингодателем и лизингополучателем:
    • денежные, когда все платежи производятся в денежной форме;
    • компенсационные, когда платежи осуществляются в форме поставки товаров, произведенных на сданном в лизинг оборудовании, или путем зачета услуг, оказываемых друг другу лизингополучателем и лизингодателем;
    • смешанные, когда применяются обе указанные формы платежа;
    • с фиксированной общей суммой;
    • с авансом;
    • с учетом выкупа имущества по остаточной стоимости;
    • с учетом периодичности внесения (ежегодные, полугодичные, ежеквартальные, ежемесячные);
    • с учетом срочности внесения (в начале, середине или в конце периода платежа);
    • с учетом способа уплаты: равномерными равными долями; с увеличивающимися и уменьшающимися размерами (в зависимости от финансового состояния лизингополучателя и условий договора).

    Виды лизинга по степени риска для лизингодателя:

    • необеспеченный лизинг, при котором лизингополучатель фактически не представляет лизингодателю никаких дополнительных гарантий выполнения своих обязательств. Следует отметить, что такой подход к гарантиям при лизинге имеет чисто российскую специфику, так как в других странах само лизинговое имущество, собственник которого — лизингодатель, является необходимым обеспечением лизинговой операции;
    • частично обеспеченный лизинг, подразумевающий наличие страхового депозита, покрывающего определенную долю расходов лизингодателя и «замороженного» на счетах кредитной организации до окончания срока договора и полного выполнения лизингополучателем своих обязательств;
    • гарантированный лизинг (обеспеченный), при котором риски распределяются между несколькими субъектами, выступающими гарантами лизингополучателя, либо страховыми компаниями, специализирующимися на страховании возврата лизинговых платежей, а также лизингового имущества.

    Глава 2. Лизинговый рынок и его современное состояние в России

    2.1. Основные тенденции развития лизингового рынка

    Роль лизинга в экономике страны складывается под влиянием ряда факторов, к которым относятся наличие налоговых льгот для лизинга, уровень развития банковской системы и финансовой сферы в целом, отраслевая структура экономики и уровень изношенности основных средств.

    Наблюдаются существенные различия в структуре объёмов нового бизнеса между РФ и странами Европы: драйвером европейского рынка лизинга является сегмент пассажирского транспорта, в то время как в РФ значительно преобладает сегмент “big ticket” (ж/д техника, авиационная техника, суда). Доля лизинга в структуре инвестиций в основной капитал экономики РФ составляет 7,2% (2014 г.) (рис. 6). Для сравнения: в странах с развитым рынком лизинга этот показатель существенно выше – 15-30%, что свидетельствует о наличии значительного потенциала в развитии лизинга в РФ в долгосрочной перспективе.

    Спрос на объект лизинга определяется целым рядом факторов, среди которых наиболее значимыми являются: цена имущества, налоговые льготы для участников лизинговых отношений, платежеспособность потенциальных лизингополучателей, ставка банковского процента как альтернативная возможность приобретения основных средств.

    В мировой экономике лизинговые сделки завоевали лидирующие позиции среди инвестиционных продуктов в силу ряда преимуществ, к которым можно отнести налоговые льготы, решение проблемы обеспечения, различные варианты установления лизинговых платежей, простаты учета. Опытразвивающихся стран (Китай, Малайзия, Корея) позволяют сделать вывод о том, что проведение технического перевооружения и модернизации национальных хозяйств этих государств, в течение короткого промежутка времени стало возможным, благодаря использованию лизинга. В России, для которой проблемы модернизации и инновационногоразвития экономики является актуальными и насущными, лизинг не играет той роли, так как перспективы его роста зависят от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся снижение ставки рефинансирования, уменьшение налоговой нагрузки и др. Более важным являются внешние факторы, к которым можно отнести ситуацию на мировом финансовом рынке, конъюнктуру на сырье, cанкции. Действия политики санкций как со стороны США и ЕС в отношении России, так и ответные санкции нашей страны, создали поле для переориентации экономики, в частности, импортозамещения товаров и услуг. На первый план выходит необходимость организаций адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Для обеспечения стратегии долгосрочного выживания перед организациями встает вопрос о расширении, приобретении нового оборудованияили замене старого. При недостатке собственных средствдля решения данной задачи существует два наиболее популярных источника финансирования –финансовый кредит и лизинг. В настоящее время лизинг считается одним из наиболее прогрессивных способов финансирования предпринимательской деятельности, обладающим возможностью предоставить организациям доступ к самым передовым технологиям производства и оборудованию. В ведущих странах мира лизинговые операции составляют до трети совокупного объема инвестиций, а их объем каждый год увеличивается в среднем на 10-12%. Однако в России данный показатель остается крайне небольшим (менее 6%). Высокая степень износа основных фондов в России (более 50% на конец 2015 года) свидетельствует об огромном потенциале развития отрасли лизинга. В этой связи важным предоставляется анализ динамики лизинговых операций в РФ в настоящее время.

    В настоящее время российская экономика испытывает на себе последствия мирового финансового кризиса и санкций, в результате которых наблюдается: рост оттока капитала, ухудшение финансового положения предприятий; сокращение инвестиций в основной капитал, спад производства практически во всех отраслях экономики . По итогам 2015 года (в сравнении с 2013 годом) внутренний валовой продукт (ВВП) составил 60687,1 млрд. рублей и снизился на 9,1%; годовой объем промышленного производствасократился на 5,1%; инфляция в 2015 году увеличилась до 12,9%; объем инвестицийсоставил 14,005 триллиона рублей, падение инвестиций восновной капитал-8,4%. В результате стагнации экономики сужается и рынок лизинговых услуг: объем нового бизнеса в 2015 году сократился против 2013 года на 30,4%, сумма новых договоров на 26,2%, доля лизинга во внутреннем валовом продукте понизился с 1,2% до 0,9% (таблица 1).

    Таблица 1.

    Индикаторы развития рынка лизинга

    Показатели

    Источник https://lesprominform.ru/jarticles.html?id=615

    Источник https://www.evkova.org/kursovye-raboty/lizingovyie-operatsii-banka-lizing-kak-instrument-finansirovaniya-v-rabote-kompanii

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *